суббота, 30 сентября 2017 г.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников



Детство всегда с надеждой обращено в будущее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые  показали им путь, который определит их жизнь. 

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Для того, чтобы стать добрыми, детям надо научиться понимать других, проявлять сочувствие к окружающим, признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте природы, бережно относиться к ней. Невозможно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но, безусловно, что эти качества должны закладываться у детей младшего школьного возраста сегодня. Необходимо выработать у учащихся начальных классов активную жизненную позицию, сознательное отношение к общественному долгу, единству слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. А это возможно лишь при тесном взаимодействии семьи и школы.  

Семья – колыбель духовного рождения человека. Она собирает, сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает душу, даёт пищу чувствам. Семья должна приносить человеку радость. «Хотите, чтобы были хорошие дети, - будьте счастливы», - говорил А.С. Макаренко.

Дети, как губка, впитывают всё, что происходит вокруг них. Поэтому именно семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. В семье ребёнок усваивает важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приёмы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относится к близким людям. Большое значение в освоении опыта нравственного поведения имеет личный пример родителей. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, родственниками и детьми существенно влияют на духовно-нравственное воспитание младшего школьника. У дома есть не только видимые внешние стены, но и невидимые (вера, любовь, терпение, взаимопонимание), а незримые стены и являются самыми важными. Помните, что семья, в которой растёт ребёнок, становится моделью его будущей семьи.  

Одним из средств духовно–нравственного воспитания является семейное чтение. Оно не только обогащает  детей и родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает людей разных поколений и разного жизненного опыта. Домашнее чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов. Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит у ребёнка желание наблюдать, размышлять, сочувствовать и сопереживать.  



Помните, что домашнее чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а, следовательно, важное средство духовно – нравственного воспитания личности.  

Таким образом, основы воспитания с первых дней жизни ребёнка закладываются в семье. Но школа, через которую в детстве и юности проходят миллионы жителей нашей страны, также ответственна за формирование душ будущих граждан России. 

Благополучие общества находится в прямой зависимости от его нравственного состояния. Поэтому сегодняшних школьников нужно воспитывать на возвышенных нравственных идеалах, о которых говорил  известный русский писатель Ф.М. Достоевский: «Судите наш народ не потому, что он есть, а по тому, чем желал бы стать. А идеалы его сильны и святы, и они-то и спасли его в века мучений». 

О необходимости духовно–нравственного преображения, об уважительном отношении к собеседнику писал и великий русский полководец А.В. Суворов, обращаясь к своей горячо любимой дочери Наташе: «Помни, что вольность в обхождении рождает пренебрежение; берегись его; привыкай к естественной вежливости…» 

Каждому из нас очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое солнце, синее - синее небо, густая зелёная трава. Таково восприятие мира у наших детей. И взрослым важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью. 

Учителя начальных классов нашей школы, изучая всё лучшее, что было накоплено психологами и педагогами-практиками, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, интеллектуально развитую личность. 

Используемые в школе разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня. 

Переступив порог нашей школы, первоклассники сразу встречаются с игрой. Они путешествуют в город Знаний, останавливаются на островах школьных предметов. 

На каждом внеклассном мероприятии в начальных классах присутствуете вы, родители наших учеников. Вы входите в состав жюри, помогаете учителям в оформлении классных комнат, проведении праздников, организации сладких столов,  экскурсий, коллективных поездок. 

В процессе обучения происходит активное общение детей с первого дня пребывания в школе. Они сообща выполняют различные виды работ, а в процессе выполнения совместной творческой деятельности у школьников возникают и развиваются общие интересы, склонности, потребности, адекватные отношения к тем или иным явлениям, фактам,  событиям.  

Очень часто на основе дружбы, возникшей между детьми, развиваются добрые отношения между их родителями, а затем между семьями. 

Таким образом, младший школьный возраст – особый период детства, когда закладываются духовно-нравственные основы личности, знания, умения; усваиваются нормы поведения, ценности; осознаются отношения между ребёнком и окружающим миром, формируются мотивы поведения. 

Нравственными нормами поведения являются общечеловеческие моральные свойства. Это - совестливость, гуманность, честность, порядочность, обязательность, действенный патриотизм.   Интернационализм, гражданственность, доброжелательность, стремление к добросовестному труду относятся к этой же категории моральных свойств. Не менее важными являются долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыстие.   

Чтобы воспитать у учащихся начальной школы определённые качества, нужно ставить их в условия, в которых эти качества проявляются и закрепляются. Это закономерность воспитания. 

Нравственные качества формируются на основе нравственных понятий, оценок, суждений, а также убеждений, которые, в конечном счёте, определяют поведение и поступки человека. В течение жизни накапливается опыт нравственного поведения. Он состоит из цепи нравственных поступков, которые проявляются в ежедневных жизненных ситуациях. Именно поступок характеризует отношение человека к окружающей его действительности. Система поступков ведёт к приобретению нравственной привычки – устойчивой потребности совершать нравственные поступки.  

Таким образом, путь освоения духовных ценностей – это путь через переживания, эмоциональный опыт ребёнка, «память сердца». Помните, что «ценностям нельзя научить, их надо пережить».

Успешность в духовно-нравственном воспитании младших школьников зависит от отношений «ребёнок – родители», «ученик – учитель», «родители – учитель».

Комментариев нет:

Отправить комментарий